Содержание

Что вы вправе требовать от хостинг-провайдера

Конечно, не мне говорить вам о ваших правах, но, возможно, прочтение данного текста позволит лучше понять ситуацию.

Оферта

Фактически, вся информация о том, что вам должен хостинг и что вы должны ему, находится в публичной оферте, которую по сложившейся традиции никто не читает. И зря. Обычно она довольно не большая и ознакомиться с ней стоит. Хотя бы для одной хостинговой компании, так как у всех в ней написано примерно одно и то же.

При регистрации у вас обязательно потребуют согласие с условиями публичной оферты. Однако акцепт оферты происходит только в момент поступления платежа на счет вашего аккаунта. После этого взаимоотношения между вами и хостинг-провайдером регулируются офертой и законодательством.

Если вы внимательно прочтете оферту, то окажется, что хостинг вам практически ничего не должен. В случае простоя максимум, на что можно рассчитывать - это компенсация времени простоя согласно вашего тарифного плана.

К примеру, из публичной оферты одной из хостинговых компаний:

«8.2. В случае нарушения данного обязательства по вине Исполнителя Заказчик вправе получить компенсацию за Прерывание предоставления Услуги. При расчете компенсации принимается, что стоимость одного часа составляет 1/720 от ежемесячной стоимости услуг. Общее время Прерывания предоставления Услуги рассчитывается как сумма всех Прерываний за вычетом не компенсируемого времени Прерывания предоставления Услуги, равного, согласно указанному в данном пункте коэффициенту доступности, округляется до целого количества часов следующим образом: в большую сторону, если неполный час составляет 30 и более последовательных минут, в меньшую сторону, если неполный час составляет менее 30-ти последовательных минут.»

То есть не приходится рассчитывать на какую-либо компенсацию упущенной выгоды или косвенных убытков.

Что из этого следует. Первое, будьте заранее готовы ко всему. К примеру, создавайте резервные копии сайтов самостоятельно хотя бы раз в неделю и копируйте на свой компьютер. Второе, не стоит писать гневных писем в техническую поддержку в стиле «Я вас всех засужу! А ну быстро сделали мне тут все!». Это бессмысленно, так как в поддержке работают люди, которые этого не очень боятся. Кроме того, это не эффективно, так как обычно вы обращаетесь за помощью в ТЕХНИЧЕСКУЮ поддержку, соответственно и письма стоит писать только по делу и только по техническим проблемам. Четко и внятно. А жаловаться следует руководству компании.

Что хостинг должен вам

Хостинг должен вам надлежащим образом работающее оборудование. То есть, чтобы железо было работоспособным и программы правильно настроены. То есть, фактически должна обеспечиваться стабильная работа большинства скриптов сайтов.

Про скорость в данном случае речи не идет, так как это субъективное понятие. Кроме того, на скорость работы сайта влияют скрипты движка и невозможно учесть все нюансы всех возможных скриптов. Если вам не нравится скорость работы конкретно ваших сайтов, то вы можете обратиться в техническую поддержку с просьбой перенести на менее загруженное оборудование, скорее всего вам не откажут.

Все остальные возможности, такие как электронная почта, резервное копирование, автоматическая установка движков и так далее, являются дополнительными и как таковой ответственности за их работу хостинг не несет. Они есть и вы ими пользуетесь на свой страх и риск. К примеру, если сломались жесткие диски сервера резервных копий и у вас именно в этот момент взломали сайт, то при обращении за восстановлением файлов поддержка только разведет руками. В подобных ситуациях хостинг вам ничего не должен, что и декларируется в офертах (которые нужно читать).

Также стоит понять, что хостинг не несет ответственности за качество услуг, связанных с деятельностью третьих лиц. К примеру, работы на стороне интернет-провайдера хостинга, аварий в дата-центре. Сюда же можно отнести некачественные движки сайтов или качественные, но медленно работающие, также качество работы вашего интернет-провайдера.

Что вы должны хостингу

Регулярно оплачивать услуги. Если вы вовремя не пополнили счет аккаунта, он блокируется. После некоторого периода заблокированного аккаунта, обычно около двух недель, он будет автоматически удален со всем содержимым. Стоит понять, что этот процесс автоматический, так как контролировать этот процесс при тысячах аккаунтов в ручную никто не будет. Хорошо, если после этого в течение некоторого времени сохраняются резервные копии. Так что вы можете обратиться в техподдержку с просьбой о восстановлении, но если данных уже нет, то их нет, вы сами виноваты.

Предоставлять верные данные о себе. Это необходимо, если у вас плохая память или вы дорожите вашими данными. В ситуации, если вы забыли номер аккаунта, пароль к нему и потеряли доступ к контактному адресу электронной почты и при этом вами были указаны «левые» данные владельца аккаунта, то есть большой шанс, что ваши данные для вас потеряны, так как вы не сможете доказать право владения ими. Соответственно необходимо корректировать информацию о владельце в случае ее изменения.

Следить за новостями и изменениями тарифов на сайте хостера. Это в ваших же интересах. Зачастую клиенты пользуются устаревшими тарифами годами. Новые тарифы могут быть дешевле или предоставлять более широкие функции. Также могут измениться реквизиты, на которые нужно высылать документы или производить платежи.

Не размещать информацию противоречащую оферте или законодательству. К примеру, в случае жалобы на размещение порнографии или пиратского контента, скорее всего вас сначала попросят его удалить. В случае же размещения вирусов или фишинга ваш сайт будет тут же заблокирован. Как следствие, вам также следует следить за тем, чтобы ваши сайты не были взломаны, так как хостера не сильно волнует, каким образом вирусы прокрались на ваши сайты. Сюда же относится и спам. Достаточно хотя бы иногда заходить на собственный сайт и проверять содержимое индексного файла.

Рассмотрим еще несколько пунктов отдельно.

Обучение основам

Собственно, обучение основам работы с хостингом или создания сайтов не входит в сферу ответственности техподдержки хостинговой компании. Скорее всего, вам всегда объяснят, что такое индексный файл, как пользоваться FTP-клиентом или зачем нужна база данных, но имеют полное право отказать в подобного рода консультациях, так как это вопросу уровня первого класса. Что и прописано в публичной оферте любого хостинг-провайдера.

Решили создать сайт, будьте добры, подтяните основы. Информации в интернете масса.

Резервное копирование

Стоит сразу осознать, что резервное копирование - обязанность владельца сайта. Да, любой хостинг создает резервные копии согласно своего графика и хранит их некоторое время, но надеяться на это не стоит. Во-первых, процесс автоматический и скрипты вполне могут давать сбои. Во-вторых, жесткие диски, к сожалению, иногда выходят из строя. В-третьих, хостинг не рассматривает услугу резервного копирования, как входящую в спектр базовых услуг, предоставляемых вам за ваши деньги. Как следствие на сбои системы резервного копирования могут смотреть сквозь пальцы.

К примеру, вполне реальна ситуация, когда вы обращаетесь за восстановлением файлов из резервной копии, а вам отвечают «К сожалению, по техническим причинам резервное копирование уже две недели не ведется. Восстановление произвести не можем. Всего доброго.». И никаких претензий вы предъявить не можете, так как и этот момент затронут в оферте, где сказано, что делать резервные копии обязанность владельца аккаунта.

Администрирование серверов

Если вы решили воспользоваться услугой аренды виртуального выделенного или физического выделенного хостинга, то значит ваша квалификация позволяет их администрировать. По крайней мере, так считает любой хостинг. Вам предоставляется сервер с базовыми настройками, в полностью рабочем состоянии. Он ваш и вы можете делать с ним все, что захотите. Хостер предоставил вам рабочее оборудование, настройка и обслуживание - это целиком ваша задача.

Стоит понимать, что причины неработоспособности виртуальных выделенных серверов могут быть как внешними, так и внутренними. То есть может случиться поломка головного сервера хостинг-провайдера, тогда это его проблема, он отвечает перед вами. Если ваш сервер зависает из-за того, что на него идет высокая нагрузка и он не справляется, к примеру, кончается оперативная память - это полностью ваша трудность, не нужно ее переваливать на хостера. То же и в случае, если вы что-то напутали с настройками и просите помочь техническую поддержку, то в данном случае хостер идет вам на встречу, а не выполняет свои обязанности.

Следует помнить, что основная услуга при предоставлении серверов в аренду - это предоставление оборудования. Если вам требуется его администрировать силами технической поддержки - на это есть отдельная платная услуга. Однако в нее входит поддержка только базовых сервисов, таких как веб-сервер, сервер баз данных, почтовый сервер. Скорее всего, в таком случае некие дополнительные услуги вам также окажут, но всё дополнительное ПО, вроде системы интернет-радио, вам в любом случае придется устанавливать и настраивать самостоятельно. За его работу вы также будете отвечать самостоятельно.

Если же вы не хотите платить ежемесячную мзду, то всегда есть почасовая оплата. Установлен только Apache, а вы хотите добавить также nginx? Час платных работ стоимостью около 700 рублей.